Русские мифические существа

Текстовая версия форума: Фантазии, мифы, легенды

Полная версия топика: Русские мифические существа
Полная версия форума: Фантазии, мифы, легенды
Страницы: [1]2

ЛОВЕЛАСКА
Совсем недавно увлеклась русской мифологией и узнала очень много интересного. Какие были обычаи, какое большое значение придавали люди духам и поверьям. А ведь никуда не делись все эти Лешии, Кикиморы да домовята с приходом перестроек и революций, просто спрятались на время. Так почему бы нам не вспомнить о них? Ведь не было ничего особо плохого в тех старых чудовищах России!
Русские мифические существа]
ЛОВЕЛАСКА
ДОМОВОЙ
— представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода Домовой устраивался жить в подполье, под печью.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.
Представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, весь покрытый теплою, косматою шерстью. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. За обычай житья в тепле и холе — Жировик и Лизун ( за некоторые житейские привычки: возится по ночам с посудой, вылизывает ее, любит лизнуть горячие блины да оладьи. «Ой, бабушка, иди домой, лизун пришел, муку слизал овсяную, оржаную, пшеничную, лапшинную... А язык-от у лизуна как терка...» (Е.Честняков. «Бывальщина»)). Он существо незримое, бесспорная и подлинная «нежить» (ни дух, ни человек). Иногда зовут его и «карноухим» за то, что будто бы у него не хватает одного уха. Если домовой разгневан, то он принимается за те же проделки, как и чужой домовой. Домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам. Домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!»
В каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Русские мифические существа
На Руси домовой также является покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».
Переманивали "хозяина" из старого дома в новый словами "Хозяин мой иди со мной" и при этом желательно было захватить в новый дом те вещи, которые были милы хозяину в старом доме. Вариантов встречается много, например мочалка, которой моют стол. Часто использовалась квашня, как посуда связанная с замесом хлеба. С хлебопечением связан и ритуал задабривания домового на новом месте специально испеченными булочками, которые раскладывали в первые минуты пребывания в новом доме в нижнем земляном помещении (подполье, подклете) под углами дома.


Это сообщение отредактировал ЛОВЕЛАСКА - 26-05-2006 - 14:19
ЛОВЕЛАСКА
КИКИМОРА (шишимора, мара), в русских народных поверьях - злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем. Часто - болотники женского рода.
Русские мифические существа

ИГОША — родственен кикиморе; мертворожденный ребенок, выкидыш, без рук и без ног. Поселяется в избе и тревожит домохозяев своими проказами.

БОЛОТНЯНИК — дух болота, живет там с женой и детьми. Жена его — болотница, дева, утопшая в болоте. Болотняник — родич водяного и лешего. Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает. Болотняник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы, или корягу, или бревно — так и манит ступить, а под ним — трясина, глубокая топь! Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки. «Черт без болота не будет, а болото без черта».
ЛОВЕЛАСКА
БАННИК — нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. По этой причине верующие люди считают баню - символ, казалось бы, чистоты - "нечистой". В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то греховное, дурное, а просто менее священное, более доступное действию злых сил.
Всему русскому люду известен банник за злого недоброхота. Полагают, что он всегда моется после всех, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т.е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (т.е. после трех перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник стремится владеть баней нераздельно и бывает недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!.." А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар черную курицу. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Банники - банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не замедливал с местью. Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку...
Из других функций банника следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой — будет жених богатый, если голой рукой — бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, банник может сковать пальцы железными кольцами. Для того чтобы защититься от вредоносных действий БАННИКА, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль, хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу.
Русские мифические существа
Банный дух может выступать также в женском облике —обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях.Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига — демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы; принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти.
ЛОВЕЛАСКА
ВОДЯНОЙ - хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и другой рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников. Вместе с этим, как все облачные духи, он — горький пьяница (несомненно, что это качество было придано с приходом христианских «просветителей», принесших с собой винопитие и употребление крепких спиртных напитков). Водовики почти всегда женаты и имеют помногу детей; женятся они на водяных девах, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения. Недоброжелательство водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит на безвозвратное жилье всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д. Никогда не умирая, водяные, тем не менее, на переменах луны изменяются: на молодике они и сами молоды, на ущербе превращаются в стариков. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. В том случае, когда водяной живет в болотах, его называют также Болотняник.
Русские мифические существа
ЛОВЕЛАСКА
РУСАЛКИ – духи вод, живущие в озерах, реках, омутах и даже колодцах. Олицетворяют красоту вида и звука воды.
Русалку обычно изображают в виде девушки с рыбьим хвостом; однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Они поют чудесные песни и топят купальшиков. Русалки любят греться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая гребнями свои длинные волосы. Русалки капризны, своенравны и могущественны, как и реки, в которых они обитают. Они могут сотворить добро, но могут и навредить.
Русские мифические существа

ИЧЕТИК — злой дух из рода водяных. Живет в реках и других водоемах. По своим функциям он является помощником водяного (у водяного много помощников и кроме него — например, русалки и шишиги). Всю мелкую работу выполняет ичетик — берега подмывает, мостики разрушает, посевы заливает. Обликом он похож на водяного, только ростиком не вышел. Как и вся нежить любит играть в карты, пить бражку. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего.
ЛОВЕЛАСКА
ЛЕШИЙ — хозяин леса. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший - волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Различают лисунов и полевиков; первых представляли великанами сероватого и пепельного цвета, о последних же рассказывали, что они равны с высотой хлеба, растущего в поле, и после жатвы умаляются и делаются такими крохотными как стерня. Но обычно Леший - простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обутка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у Лешего длинные серо-зеленые, зачесаны налево, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем с человеком схож да только весь с головы до пят шерстью оброс. Встречному старается прикинуться человеком. Можно ясно разглядеть, что он — карноухий (правого уха нет) , потому легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня. Носится леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Если леший показывается голый, то легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением черта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, в космах, борода козлиная — клином, на руках длинные когти.
Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами. Людей леший карает за употребление непотребных слов и произнесение проклятий.
Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Леший был полноправным господином лесов. Но при этом он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить было не надо. Необходимый скарб и еду лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится перекрестить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом,- а затем похищали все это не благословленное добро. Впрочем, одинокие лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах, и в основном развлекались заморочиванием людей.
Человеку с лешим лучше всего не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути духом бескрылым, бестелесным и безрогим. Излюбленное его обличье - дряхлый старичок, вдруг ни с того - ни с сего возникающий перед путником в лесу. Может он действовать и заочно, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивается с пути и затем долго плутает. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что, бесспорно, радости заблудившемуся не прибавляет. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес... Подчиняются Богу Яриле и его отцу – Велесу.
Русские мифические существа
Родственник Лешего – БОРОВИК, дух бора. Боровики маленькие старички ростом в четверть аршина. Они "заведуют" грибами (груздями, рыжиками), живут под грибами и питаются ими. Обитают в определенном месте леса - в бору, сосновном лесу, возвышенном месте в лесу. Подчинен главному лесовику - лешему.
ЛОВЕЛАСКА
ЛЕСНЫЕ ДУХИ — первоначально их представляли в следующем виде: косматые существа с козлиными ногами, бородой и рогами, напоминающие собой сатиров и фавнов античного мира. Если они одеты, то в бараньи тулупы; тулупы эти не подпоясаны и свободно развеваются по ветру, как облачная мантия дикого охотника. Позднее получили имена собственные.
ЛИСТИН — старый слепой дух, предводитель лесавок (лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки. Видом своим они похожи на ежат. Также как и лесовик, любят проказить и играть. Большую часть времени лесавки спят — бодрствуют они очень короткий период времени: с конца лета до середины осени), его жена и помощница - баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют, кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится - это Листин с Листиной советуются и назначают лесавкам работу. А потом уже шелест да шум, хороводы опавшей листвы, знать, лесавки играются. «Пройдет мимо дерева слепышка Листин, прошуршит листьями, не бойся: Листин не страшный. Листин только пугать любит» (А.М. Ремизов. «Сказки»).

Русские мифические существа

ЛУГОВОЙ — дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитем полевика (полевого). Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос - косы рвет. Брат его - МЕЖЕВИК, такой же маленький, в одежде из травы, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее, так же, как и брат, ищет пищу своему родителю-полевику. Помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит.

МОХОВОЙ — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Моховой обходит всякого, углубившегося в чащу. Он либо заведет в такое место, из которого трудно выбраться, либо заставит кружить по лесу на одном и том же месте. Обычно моховой не ведет людей на погибель, а лишь вымучит, да и отпустит.
ЛОВЕЛАСКА
КЛАДОВИК (кладовый) — дух, который охраняет зарытые в землю сокровища и ценности. На севере его зовут «кладовым» и признают, что есть два сторожа: «лаюн», прозванный так за то, что обращается в собачку-лайку, при первом покушении на похищение клада; другой — «щекотун», оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.
Русские мифические существа
КРИКСЫ-ВАРАКСЫ — мифическое существо, олицетворение детского крика. Если ребенок кричит, надо нести его в курник и, качая, приговаривать: «Криксы-вараксы! идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца такого-то». Крикса — плакса. Варакса — пустомеля. Ночные духи-демоны. Нападают в основном на новорожденных детей, до крещения. Это неопределенного вида существа. Иногда представляются в виде женщин с длинными волосами в черной одежде. Ночницами становятся после смерти женщины-ведьмы, не имевшие детей.
Русские мифические существа
ЛОВЕЛАСКА
БАБА-ЯГА - В славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.
У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она — старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых.
Русские мифические существа

КОЛОВЕРТЫШ — помощник ведьмы. «На крыше сидела серая сова — чертова птица, а у курьей ноги, у дверей, пригорюнясь, сидел Коловертыш: трусик не трусик, кургузый и пестрый, с обвислым, пустым, вялым зобом... Это зоб, туда он все собирает, что ведьма достанет: масло, сливки — и молоко, всю добычу. Наберет полон зоб и тащит за ведьмой, а дома все вынет из зоба, как из мешка, ведьма и ест: масло, сливки и молоко... — Из собаки сделала, мудрено меня сделала ведьма: ощенилась наша собака Шумка — Шумку волки съели! — взяла ведьма место — там, где щенята у Шумки лежали, пошептала, перетащила в избу в задний угол под печку, а через семь дней я на белый свет и вышел. Я — Коловертыш, вроде собачьего сына...» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
marabunta
Очень поучительно почитать, спасибо что выложила все это про многое я и так знал , а много чего и нового но вот с бабой-ягой не увязка на самом деле раньше это был со всех сторон положительный персонаж и ни каких детей она не ела, я потом поищу сведения более подробные и выложу сюда если интересует..
Taunusblick
Интересно, существуют ли эти персонажи на самом деле? Правда ли, что если в них поверить, то эта вера осуществится?
Taunusblick
БАРАБАШКА

Барабашки встречаются в мифологиях разных народов и в частности в славянской мифологии это - хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту.
Различные неприятности чинили существа совершенно особенные: проклятые дети. Народ свято верил, что стоило легкомысленным родителям проклясть свое чадо, то оно рано или поздно либо пропадет, либо умрет без видимых причин. Но на самом деле все было не так просто: оказывается, проклятые родителями дети уносились некими потусторонними старичками в полную неизвестность. Таинственные дедушки заботились о них, как о родных, но наступал день, и приходилось детям возвращаться на свет Божий. Младенцы, превращаясь кто во что горазд, селились в каком-нибудь доме и брались за свое вредное дело.
Рассказывают про одну такую проклятую девочку: она не только шалила исподтишка, но вдобавок нередко в своем прежнем человеческом облике выходила играть со сверстниками. Почуяв неладное, ребята спросили: "Да ты же умерла?" "Нет, я не умерла. Я вон в том доме живу - то под лавкой, то за печкой...". Так тайное стало явным: жильцы припомнили, что некогда вползла в их дом змея, и как раз с тех самых пор и началось безобразие: летали вещи, почем зря лилась вода, лапти оказывались в горшке со щами, а щи - налитыми в валенок... "Так это все ты вытворяла?"- неприятно поразились дети. "Я, потому что вы меня не любите. Давайте мне помягче спать, ставьте покушать, да одежонку подберите..."- выдвинула условия потусторонняя проклятая девочка. Хозяева согласились, и стали они все вместе жить-поживать да добра наживать... Сказка - не сказка, но явление "полтергейста" объяснено вполне логично и даже предложен способ борьбы с ним.

Это сообщение отредактировал Taunusblick - 21-01-2007 - 15:51
Taunusblick
КОТ БАЮН

Персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван - царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван - царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя.
Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным. Образ кота ученого - неотъемлемого представителя сказочного мира - он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила".

Русские мифические существа

Это сообщение отредактировал Taunusblick - 13-04-2007 - 11:51
Taunusblick
ВУРДАЛАК

Оборотень в славянской мифологии, человек- оборотень обладающий сверхъестественной способностью превращаться в диких животных, нередко промышляющий высасыванием крови из своих жертв как вампир

Русские мифические существа

Это сообщение отредактировал Taunusblick - 13-04-2007 - 11:52
Taunusblick
КИКИМОРА БОЛОТНАЯ

Злой, болотный дух в славянской мифологии. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина ворует маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где может замучить их до смерти.

КИКИМОРА ДОМОВАЯ

Злой дух. Маленькая женщина. Поначалу у древних славян кикимора была ночным божеством сонных мечтаний. Позднее кикиморами стали называть некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом.Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкой, а ночью прядет иногда или Кикимора проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке.


Русские мифические существа

Это сообщение отредактировал Taunusblick - 13-04-2007 - 11:54
Red Ass
QUOTE (ЛОВЕЛАСКА @ 26.05.2006 - время: 12:50)
А ведь никуда не делись все эти Лешии, Кикиморы да домовята с приходом перестроек и революций, просто спрятались на время. Так почему бы нам не вспомнить о них? Ведь не было ничего особо плохого в тех старых чудовищах России!
Русские мифические существа]

Если их вспомнить - они вернуться. Оно нам надо? Не все из них белые и пушистые...
Red Ass
Ладно вспомню...У старателей на Руси недра охранял дух в обличии женщины. Она наказывала злых и подлых, помогала добрым и честным...
На Урале её звали Хозяйкой Медной горы, в Сибири - Дарьей...

Taunusblick
QUOTE (Pellava @ 19.01.2007 - время: 05:38)
Позабыли упомянуть Кащея Бессмертного и Змея Горыныча biggrin.gif

Да ладно, эти не живут в русской душе и страхе.. Они не произвели на нас такого сильного впечатления, чтобы их боялись и почитали.

Вот! И заметьте, ни в одной стране мира нет столько мифических существ! Только русские одладают такой обширной фантазией! wink.gif

Это сообщение отредактировал Taunusblick - 21-01-2007 - 15:41
Taunusblick
ЗЛЫДНИ

Языческие злобные духи древних славян, олицетворение Недоли, навьи прислужники.
Так же их еще называют криксы или хмыри - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей.
Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак. (в Смол. обл.)
В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, "ездить" на нем. Злыдней может быть несколько (до двенадцати, что наводит на мысль об связи их с трясовицами, которых было тоже двенадцать). Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую - нибудь емкость.
"Документальные упоминания о злыднях восходят к XVв. В старинных "Словах о ленивых" (по спискам XV в.) находится такое место: "Тогда же тому человеку приближаются злыдни... да обовьются ему около головы, да прострутся ему по хребту, да сядут у него на прозе с веником, сегодня положил полжензи в калиту, а на завтреях хватится - злыдни вынесли"». <Сумцов, 1913>
Злыдня - персонаж более характерный для поверий южных, юго - западных районов России; чаще всего о злыднях повествуется в сказках.

Это сообщение отредактировал Taunusblick - 21-01-2007 - 15:54
SunLight757
Полудница - мифическое существо, которое присматривало, чтобы в полдень никто не работал (другое ее имя Ржанница). Ее представляли девушкой в длинной березовой рубахе или, наоборот, косматой страшной старухой. За несоблюдение обычая она могла наказать солнечным ударом. Застигнув в полдень человека на пашне, она могла заставить его до изнеможения отвечать на мудреные вопросы и разгадывать загадки.

Дворовый - дух двора, его «хозяин», собрат Домового.

Овинник - дух овина, его «хозяин», собрат Домового.

Упырь - это злой, вредоносный дух. Упыри (вампиры) высасывают кровь у людей и животных. Их отождествляли с мертвецами, выходящими по ночам из могил, подкарауливающими и убивающими людей и домашний скот. По народным поверьям, упырями становиись люди, умершие неестественной смертью - насильстввенное убиение, спившийся пьяницы, самоубийцы и т.п., а также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов, поэтому их хоронили вне кладбища. Для того, чтобы упырь не выходил из могилы, его следовало "успокоить" - выкопать труп из могилы и проткнуть осиновым колом.

Индрик, Индра-зверь, Индрок - славянский единорог.

Алконос, Алконост ( Алкион, Аколностъ, Алканостъ, Алконотъ, Алкуностъ, Альконостъ, Антоностъ ) - райская птица, представляемая полуженщиной - полуптицей с большимим разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом, в котором иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоста есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живет она на райском дереве, на острове Буяне ( Макарийском ) вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поет, то сама себя не ощущает. Услышавший ее чудесное пение все в мире сем позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Зимой Алконост летит на море и откладывает там яйца, высиживая их в течении семи дней. В течении этого времени на море царит полный штиль.

Амбарник - дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будующее. Встав у амбара они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник.

Белая Баба, Девка - предвестница несчастья.
Внешне Белая Баба - это высокая женщина одетая в белую ткань с головы до ног. Она внезапно появляется чаще всего из лесу на дороге. Белая Баба обычно стоит молча с закрытыми глазами или плачет и причитает. Иногда она просит купить ей белую ткань, а взамен предсказывает будующее. Исчезает также внезапно, как и появляется.
Своим появлением она предвещает несчастье, войну, болезнь, смерть. Если в доме находился больной, для того, чтобы не допустить Белую Бабу под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.

Аспид - Крылатая змея,которая имеет два хобота и птичий нос. В какие края летать она повадиться - те места опустошит. Живет в горах каменных и на землю не садиться, только на камни.Убить его невозможно, можно только сжечь...

Вечорка, Зорька, Полуночка — три небесных богатыря

Планетники — демоны облаков. Эти духи пребывают в дождевых тучах, управляют их движением. Они тянут тучи по небу, пасут их, с помощью радуги толкут лед, превращая его в град. Посылают на землю дожди или сдерживают их, наказывают градом за грехи. Могут предстать в виде орла, змея, дракона

Вилы — женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами, в легких одеждах, обитающие в горах. Вилы имеют крылья, летают как птицы, владеют колодцами и озерами. Если отнять у них крылья, то вилы становятся простыми женщинами. Кто отнимет у вил одежду, тому они подчиняются. К людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить, предсказывают будущее.

Арысь-поле — сказочно быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой. Арысь-поле сделалась предводительницей звериной стаи и только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка. Три ночи в году только и может она использовать для того, чтобы превратиться в женщину, а потом должна бежать в тридевятое царство

Шишига - маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Считалось, что она ходит голой со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, ибо напоминает его мелочностью своих пакостей.

Шиш - нечистая сила, живущая обычно на обочинах и играющая свадьбы свои, когда на проезжих дорогах вихри поднимаются столбом. К "шишам" посылают в гневе докучных или неприятных людей. "Хмельные шиши" бывают у допившихся до белой горячки: до чертиков. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш — или кукиш.

Лихорадка, кума - злой дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь

Лихо, Лихо одноглазое - воплощение злой доли в образе одноглазой старухи. Неуклюжая, кровожадная, свирепая

Змея Скоропея - змея, властвующая над другими змеями

Стратим птица - всем птицам мать. Живет Стратим-птица на океане-море И детей производит на океане-море, Держит весь белый свет под правым крылом. Топит она корабли гостиные. Когда Стратим вострепенется, во втором часу после полуночи, запоют все петухи да на всей земле.

Игоша - дите кикиморы или умершие младенцы проклятые своими родителями, некрещеные или просто мертворожденные младенцы. Продолжают невидимо жить и рости там, где они похоронены. Игоша - существо непонятное - безрукий, безногий, невидимый дух. Если он живет в доме, то по части пустого озорства сто очков вперед даст и шишигам и кикиморам. Его боялись и уважали, и потому порой за столом отводили особенное место и выделяли отдельную тарелку с пищей и ложку. Обычно они незримы и ночью бродят по избе.

Кладовой - дух, охраняющий клады

Полкан, Китоврас - славянский кентавр

Переруг - недобрый дух, подобный злыдням

Коловертыш - существа, помогающие ведьмам, колдунам, накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом. Он похож на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот «мешок» коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма. Коловертыш может иметь и облик черной кошки (тоже с зобом-мешком), обитать под полом или под печкой

Земляная кошка - подземная кошка, охраняющая клады.

Анчутка - нечистый дух, бес, водяной чертенок. Анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком

Это сообщение отредактировал SunLight757 - 20-02-2007 - 06:00
SunLight757
Бабай - таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей

Хлопотун - Дух мертвого колдуна; дьявол, использующий внешнюю оболочку, кожу трупа умершего колдуна для того, чтобы по ночам сосать кровь и заедать живых людей. Хлопотуны поджидают момент, когда в чьей-либо семье появится покойник: как только душа его расстанется с телом, хлопотун входит в покойника. Тогда в семье одно несчастье следует за другим. Хлопотуны могут принять чужой облик и проникнуть в свою (то есть в ту, где умер колдун, чей облик он принял) или чужую семью, тогда не только из этого дома, но и из деревни станут пропадать люди - хлопотун их поедает. Убить его можно ударом плетки от нелегченного коня, тележной осью, но только наотмашь и с первого раза, так как второй удар оживит хлопотуна.

Суденицы - существа женского пола, определяющие судьбу человека при его рождении. Суденицы ходят вместе как три сестры, младшей из которых лет 20, а старшей - 30-35. Они бессмертны и приходят издалека, обычно в полночь на третий (реже - на первый или седьмой) день после рождения ребенка в его дом, чтобы "судить" или "наречь" ему жизненную судьбу. Установленная судьба оказывалась неумолимой. Верили, что эту судьбу Суденицы писали младенцу на лбу.

Лярва - злобный дух, чудовище, порождение духа не получившего должного погребения. Они бродят по ночам и насылают на людей безумие. Вселившись в женское тело они становяться распутными и гулящими девками, не отвечающими за свои поступки.

вообще их еще туча всяких разных=)

Это сообщение отредактировал SunLight757 - 20-02-2007 - 06:13
Энтони
Великого Полоза с Урала не забудьте!
Taunusblick
QUOTE (ЛОВЕЛАСКА @ 26.05.2006 - время: 12:33)
РУСАЛКИ – духи вод, живущие в озерах, реках, омутах и даже колодцах. Олицетворяют красоту вида и звука воды.
Русалку обычно изображают в виде девушки с рыбьим хвостом; однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Они поют чудесные песни и топят купальшиков. Русалки любят греться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая гребнями свои длинные волосы. Русалки капризны, своенравны и могущественны, как и реки, в которых они обитают. Они могут сотворить добро, но могут и навредить.
Русские мифические существа

ИЧЕТИК — злой дух из рода водяных. Живет в реках и других водоемах. По своим функциям он является помощником водяного (у водяного много помощников и кроме него — например, русалки и шишиги). Всю мелкую работу выполняет ичетик — берега подмывает, мостики разрушает, посевы заливает. Обликом он похож на водяного, только ростиком не вышел. Как и вся нежить любит играть в карты, пить бражку. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего.

Русалка, она ведь не такая... blink.gif
Да и Кикимора болотная пострашнее вроде выглядит..
$phinx
QUOTE (Red Ass @ 13.01.2007 - время: 15:58)
Ладно вспомню...У старателей на Руси недра охранял дух в обличии женщины. Она наказывала злых и подлых, помогала добрым и честным...
На Урале её звали Хозяйкой Медной горы, в Сибири - Дарьей...

Молодец что вспомнил классный персонаж...
Сказка у Павла Бажова есть"Каменный цветок" Помню когда это кино смотрел аж вюбился.... Красивая очень актриса играет, только незнаю как ее зовут.. К сожалению.
Veles
Со временем все представления искажаются, вообще у славян злых от природы обитателей избы и двора не было, сердились они за нарушение правил ведения хозяйства
SunLight757
QUOTE (Veles @ 28.03.2007 - время: 00:38)
Со временем все представления искажаются, вообще у славян злых от природы обитателей избы и двора не было, сердились они за нарушение правил ведения хозяйства

Ага, следили за порядком так сказать!
Taunusblick
Баба-Яга
Русские мифические существа
Taunusblick
Жар -птица - в славянской мифологии огненная птица размером с павлина. Перья ее светят голубым светом, а подмышки малиновым.
Об ее оперение можно запросто обжечься. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото. Жар-Птица стережет цветок папоротника

Русские мифические существа

Это сообщение отредактировал Taunusblick - 13-04-2007 - 11:39
Taunusblick
Жихарь (жихоня)- в славянской мифологии дух обитающий в жилище человека; маленький сказочный человек.
Жихарями (в значении "старожилы", "домоседы", "зажиточные хозяева", ср.: жихарь - живущий ссыстари на известном месте) могли именовать духов - обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы. (домового, дворового, овинного, банника)Выражение "жихорко" в применении к человеку характеризует любящего домашнюю жизнь (в Вятск. обл) <Васнецоы, 1908> автор энциклопеди Александрова Анастасия
В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня - маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен и связан с образом домового, и служит "выражением домашности, любви, привязанности к добру"

Русские мифические существа


Див - Демонический персонаж восточнославянской мифологии. Упоминается в средневековых поучениях против язычников. Русский див воспринимается как человекообразное или птицеобразное существо.
Исследователи не пришли к единому мнению о происхождении слова "див". С одной стороны, его связывают со словом "диво" - с другой -с прилагательным "дивий" - дикий. Кроме того, с корнем "див" связано индоевропейское обозначение Бога. Отголоски последнего значения есть в эпизодах "Слова о полку Игореве", где выражение "връжеся див на землю" воспринимается как предвестие несчастья. Возможно, в названии "див" есть и функциональная близость с иранским дэвом, отрицательным персонажем, встречающимся в фольклоре и мифологии.

Это сообщение отредактировал Taunusblick - 13-04-2007 - 11:46
Taunusblick
Ледащий, лядащий – в поверьях некоторых мест славянский дух соломы. Считалось, что он очень любит поспать и потому вечно бывает «весь запухший ото сна», с соломой в волосах. Впрочем, крестьяне нередко рассказывали, что этого духа никто ещё не видел, но многие слышали, как он вздыхает и зевает, курлыкает из соломы.
Зимой ледащий, как и многие другие духи, спит, и никто не может пробудить его от зимней спячки, кроме весны; просыпается он всегда недовольным и, как считали, с нетерпением ждёт конца лета, чтобы опять уснуть в куче свежей соломы.

Русские мифические существа
Taunusblick
Маньяк - В центральной и юго – западной России маньяком именуется тень, видение, а так же дух, принимающий облик падающей звезды (увидеть его можно в конце февраля).
Согласно приводимым И.П.Сахаровым поверьям, 5 марта, а день Льва Катанского, «не должно смотреть на падающие звезды с неба» Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду; она предвещает неизбежную смерть ему или кому – нибудь из его семейства. Простодушные, пренебрегающие старыми приметами, увидевши падающую звезду, говорят « Маньяк полетел». Опытные люди чуждаются таких людей и даже имеют об них худое понятие» <Сахаров, 1849>
Маньяки – призраки неопределенного облика, могли, по поверьям, Маньяк показываеться работающим в поле женщинам – жницам и в день Кирика и Улиты, 28 июля. “Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяка видит”)

Итак маньяка с его способностью принимать облик падающей звезды так же можно соотнести с его видимо ближайшими родственниками маньей и летавицей, которые так же в поверьях оборачивались падающими звездами, но обладали разными характеристиками.
А.Белов
ШЕШКА вид домашних "нечистиков", родственник доимовых. Живёт в домах и квартирах. Любитель всячески пошалить и подразнить хозяев. Например, украсть какую-нибудь нужную вещь. В такой ситуации бывали многие - разыскиваешь, например, ключи и готов поклясться, что только что они лежали на столе. Но их нет. А через некоторое время ты их находишь или на том же месте или там, где ты никак не мог их положить. Выражение "поиграл - отдай" придумано специально для шешки. Внещне похож на помесь кошки и лемура. Иногда можно слышать, как он скребётся где-то в квартире или увидеть его боковым зрением.
nastez
QUOTE (ЛОВЕЛАСКА @ 26.05.2006 - время: 13:57)
БАБА-ЯГА - В славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.
У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она — старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых.



Изба у бабы-яги очень маленькая. Нос, обычно длинны и упирается в стенки, спина-полусгнившая, также приросшая к стенке. Из всего сказанного можно сделать выводы, что баба-яга - покойник, а ее изба - гроб. Также она является проводницей в потусторонний мир, и всегда помошницей герою.
(Пропп "Исторические корни волшебной сказки")

Вы проделали колосальную работу, преклоняюсь!

Это сообщение отредактировал Фаня - 29-11-2007 - 15:20
GLT
Не сочтите за рекламу! Приобрел недавно монографию:
А. В. Никитина, Русская демонология. Рекомендую, книга очень интересная, привидено множество цитат из сборников наших фольклористов, есть записи 80-90х годов... Традиция так или иначе еще жива :)

Страницы: [1]2